Наталья Резина – генеральный директор ООО «НЕОЛАНТ Запад».
Аннотация. В данной статье мы рассмотрим опыт создания региональной геоинформационной системы территориального планирования (РГИС ТП), поэтапная реализация которой началась в 2014 году по заказу Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия). РГИС ТП призвана решать целый комплекс задач в области поддержки управления пространственным развитием территории, важнейшие из которых:
оказание государственных и муниципальных услуг в области архитектуры и градостроительства;
оперативное предоставление градостроительной документации, картографических материалов, кадастровых данных в операционной деятельности подразделений органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) еще в 2013 году поставило амбициозные цели – повысить оперативность решения управленческих задач с применением эффективных информационных технологий и снизить риск принятия неправомерных управленческих решений за счет информационной поддержки процесса принятия решений. В связи с этим, в 2014 году принято решение о создании Региональной геоинформационной системы территориального планирования (РГИС ТП РС(Я)). Работы проводятся в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Градостроительное планирование развития территорий. Снижение административных барьеров в области строительства». Исполнителем работ выступает группа компаний «НЕОЛАНТ» – российский разработчик информационно-аналитических систем для органов государственного и муниципального управления.
На первом этапе в 2014 году проводилось комплексное обследование органов власти и органов местного самоуправления, анализ состояния градостроительных документов и картографических материалов в составе этих документов, было разработано и развернуто программное обеспечение, реализующее РГИС ТП РС(Я). В системе были созданы модули:
ИСОГД – ведение электронного архива градостроительных документов в соответствии с утвержденными правилами;
каталог пространственных данных – каталогизация картографических материалов, используемых в системе;
реестры ПД – ведение тематических отраслевых сведений о различных объектах с возможностью привязки к карте;
планировка территории – ведение реестра земельных участков, подготовка проектов документов, оперативный анализ;
строительство и реконструкция объектов капитального строительства - ведение реестра объектов капитального строительства (ОКС), подготовка разрешительных документов, оперативный анализ;
безопасность и администрирование;
портал, обеспечивающий публикацию документов градостроительной деятельности - текстовые и картографические материалы.
Для всех модулей системы используется компонент работы с картографическими материалами, с помощью которого выполняется просмотр пространственных данных, управление картой, редактирование векторных картографических материалов, загруженных в систему.
В 2015 году система была модернизирована, параллельно выполнялись работы по созданию отраслевых (ведомственных) решений на базе РГИС ТП РС(Я). В результате модернизации в системе появились такие модули, как:
рекламные конструкции (учет сведений о рекламных конструкциях, выданных разрешительных документах);
адресный реестр (работа со сведениями ФИАС, геокодирование);
обращения (регистрация обращений и ответов по заявкам на получение государственных и муниципальных услуг);
реестр документов (подготовка документов в рамках оказания государственных и муниципальных услуг);
аналитика (подготовка аналитических сведений по данным системы);
межведомственное взаимодействие (работа с внешними поставщиками и потребителями данных посредством СМЭВ).
Рис 1. Интерфейс РГИС ТП РС(Я)
Рис 1. Интерфейс РГИС ТП РС(Я)
С 2016 года проводится подключение к системе муниципальных районов и исполнительных органов власти, в систему загружаются муниципальные градостроительные документы и отраслевые сведения о существующих и планируемых объектах капитального строительства.
По состоянию на конец 2017 года к системе подключено 22 района республики. В электронный архив (ИСОГД) загружены схемы территориального планирования, генпланы поселений, планы землепользования и застройки. Специалистами «НЕОЛАНТ» были выполнены также работы по:
привязке растровых карт генпланов;
оцифровке растровых карт градостроительного зонирования, наполнению реестра территориальных зон и градостроительных регламентов этих поселений.
Всего сейчас в РГИС ТП РС(Я) размещены 1021 карта генеральных планов и 276 карт градостроительного зонирования. В реестр территориальных зон и градостроительных регламентов внесены данные по утвержденным планам землепользования и застройки поселений. Внесенные данные и карты доступны как через АРМ, так и через портал РГИС ТП РС(Я), развернутый в центре обработки данных Правительства РС(Я). На портале сформированы тематические наборы карт, состав и содержание которых является настраиваемым.
Рис 2. Внутренний портал РГИС ТП РС(Я)
Рис 2. Внутренний портал РГИС ТП РС(Я)
Рис 3. Представление сведений о градостроительных регламентах в интерфейсе портала РГИС ТП РС(Я)
Рис 3. Представление сведений о градостроительных регламентах в интерфейсе портала РГИС ТП РС(Я)
В интересах республиканских министерств в РГИС ТП РС(Я) сформировано более 140 реестров пространственных данных. В их число входят, например, реестры признанных аварийными многоквартирных домов и строящихся домов для граждан, переселяемых из аварийного жилого фонда; реестры социальных объектов (школы, детские сады, объекты здравоохранения, социальные учреждения). При работе с реестрами в системе у пользователей есть возможность нанесения объектов на карту, получения информации об объектах окружения и градостроительных документах, утвержденных для этой территории.
Рис 4. Карточка, строящегося объекта (детский сад) в Портале РГИС ТП РС(Я)
Рис 4. Карточка, строящегося объекта (детский сад) в Портале РГИС ТП РС(Я)
Рис 5. Сведения о документах, действующих на выбранной территории в Портале РГИС ТП РС(Я)
Рис 5. Сведения о документах, действующих на выбранной территории в Портале РГИС ТП РС(Я)
Всего в РГИС ТП РС(Я) создано порядка 1800 пространственных слоев, среди которых, например, схемы градостроительного зонирования районов, планируемые по генпланам объекты образования, туризма, физкультуры и спорта, признанные аварийными дома.
Подобное структурированное ведение информации позволяет:
анализировать потребность в размещении новых объектов с учетом утвержденных планов развития территории и формировать предложения по корректировке схем территориального планирования, генеральных планов, программ комплексного развития и т.д.;
контролировать исполнение мероприятий государственных и муниципальных программ по сооружению/реконструкции объектов;
принимать решения о допустимости размещения объектов капитального строительства на конкретных участках;
готовить предложения по корректировке планов землепользования и застройки;
сократить сроки на подготовку документов, формируемых в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, за счет автоматизированного внесения в формируемые документы (сведения из ИСОГД, разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка) сведений о градостроительных документах, допустимых видах использования и предельных параметров объектов; сведений о земельных участках и объектах капитального строительства, поставленных на кадастровый учет.
В ходе работ 2017 года в РГИС ТП РС(Я) были реализованы новые возможности, позволяющие:
формировать проекты документов «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры» с использованием данных о запланированных объектах на территории района/поселения в соответствии с Постановлением Правительства РФ о 1.10.15 №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;
по данным обращений на оказание государственных и муниципальных услуг, внесенных в систему, формировать отчеты в разрезе районов об услугах, предоставленных документах, сроках оказания услуг;
предоставлять сведения о составе услуг, необходимых для получения разрешений на строительство, и регламентах их получения с использованием калькулятора строительных процедур. Сам калькулятор работает на основании сведений об утвержденных в районах регламентах, вносимых в систему;
получать сведения о работе муниципальных служб в системе (аналитика по размещенным документам в ИСОГД, оказанию услуг).
формировать проекты документов «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры» с использованием данных о запланированных объектах на территории района/поселения в соответствии с Постановлением Правительства РФ о 1.10.15 №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;
по данным обращений на оказание государственных и муниципальных услуг, внесенных в систему, формировать отчеты в разрезе районов об услугах, предоставленных документах, сроках оказания услуг;
предоставлять сведения о составе услуг, необходимых для получения разрешений на строительство, и регламентах их получения с использованием калькулятора строительных процедур. Сам калькулятор работает на основании сведений об утвержденных в районах регламентах, вносимых в систему;
получать сведения о работе муниципальных служб в системе (аналитика по размещенным документам в ИСОГД, оказанию услуг).
Рис 6. Формирование проекта программы комплексного развития (реестры с данными, внесенными по генпланам и СТП, и сформированная печатная форма ПКР) в РГИС ТП РС(Я)
Рис 6. Формирование проекта программы комплексного развития (реестры с данными, внесенными по генпланам и СТП, и сформированная печатная форма ПКР) в РГИС ТП РС(Я)
Рис 7. Аналитика на внутреннем портале РГИС ТП РС(Я) по оказанным услугам в сфере градостроительной деятельности
Рис 7. Аналитика на внутреннем портале РГИС ТП РС(Я) по оказанным услугам в сфере градостроительной деятельности
Рис 8. Внешний портал РГИС ТП РС(Я)
Рис 8. Внешний портал РГИС ТП РС(Я)
На фоне таких значительных результатов есть и проблемы, препятствующие полнофункциональному использованию системы. Одна из проблем связана с тем, что до сих пор не определен оператор системы, в функции которого входило бы:
участие в информационном наполнении реестров пространственных данных ОИВ и ОМСУ РС(Я), необходимых для осуществления градостроительной деятельности (анализ первичных данных и подготовка структур данных для ведения реестров, помощь в наполнении реестров, консультации пользователей);
участие в подготовке и согласовании градостроительной документации (проверка картографической (специальной) части документов на соответствие требованиям технических заданий, иным требованиям нормативных правовых документов к описанию и отображению пространственных данных с использованием средств инструментальной ГИС);
участие в разработке проектов нормативно-правовых, методических и организационных документов, необходимых для обеспечения функционирования и использования РГИС ТП РС(Я);
участие в подготовке аналитических и информационных материалов по теме градостроительной деятельности с использованием данных системы;
предоставление пользователям информационных услуг, в том числе методической и консультационной поддержки по работе с системой.
Другая не менее значимая проблема – организационная: не закреплен порядок взаимодействия ОИВ и ОМСУ республики с использованием РГИС ТП РС(Я), отсутствуют регламенты проведения контроля качественных и количественных показателей по данным системы.
В результате этого задачи «внештатного оператора» системы выполняют специалисты «НЕОЛАНТ», считая себя ответственными за внедряемую систему.