ИНЖИНИРИНГ, IT, ИННОВАЦИИ

Наши сайты

Наши ресурсы

Система Orphus

Главная  Пресс-центр  СМИ о нас  Пресса о нас

Обзор: Региональный Фонд пространственных данных – быть или не быть? или 7 лайфхаков при создании регионального ФПД

14.11.2018

Экспертный центр электронного государства D-russia.ru

Регионы, создающие ФПД, – кто они?
Региональные ФПД – барьеры для внедрения
Пользователи региональной ФПД – кто они?
Требования к региональной ФПД
7 лайфхаков при создании регионального ФПД
Региональный ФПД на базе ИАС «Горизонт»

Федеральным законом от 30.12.15 №431-ФЗ «О геодезии и картографии и пространственных данных» статьей 10 частью 5 закрепляется возможность создания в субъекте РФ регионального фонда пространственных данных (ФПД), а в случае его отсутствия данные требуется передавать в федеральный фонд пространственных данных. Создаются ли в регионах по факту такие фонды и как они работают, разбирались эксперты ГК «НЕОЛАНТ», практики в области создания и внедрения региональных систем пространственного развития и соисполнители по проекту модернизации и переводу на отечественное ПО ФПД Ленинградской области.

Регионы, создающие ФПД, – кто они?

В результатах поиска региональных нормативно-правовых документов справочная система «КонсультантПлюс» возвращает постановления о создании или ведении регионального фонда пространственных данных в Ленинградской области, Санкт-Петербурге, Москве, Московской области. В интернете также можно найти сведения о наделении отдельных ГБУ полномочиями по ведению ФПД в Воронежской, Мурманской, Новосибирской областях, Республике Саха (Якутия). О намерении создать ФПД в новостях заявляли еще несколько регионов. Итого 8 регионов из 85. Менее 10 %!

При этом ни в одном из регионов, если судить по порталу государственных услуг, не оказывается услуга по предоставлению пространственных данных, содержащихся в региональном ФПД. Почему это так?

Региональные ФПД – барьеры для внедрения

  1. «Феодальная» раздробленность. При функционировании органов государственной власти (ОГВ) в нашей стране в части централизованного накопления и последующего использования данных существует серьезная разобщенность, несмотря на декларируемое создание единых информационных пространств.
  2. Эксклюзивность владения данными. Сама идея создания неких банков данных, – не важно, централизованных или распределенных – но доступных в различных подразделениях ОГВ (комитетах, министерствах, департаментах), воспринимается в штыки. Возможно, это происходит из-за опасений снизить значимость того или иного подразделения как эксклюзивного владельца информации.
  3. Отсутствие упорядоченного ведения данных в неком формализованном, структурированном виде приводит к невозможности предоставить данные в объединенный банк. При отсутствии упорядоченности ведения данных каждый специалист «на счету» – только он знает, где какие данные лежат, что это заданные, какова их актуальность, как подготовить по этим данным ту или иную отчетность. При этом подготовка этой отчетности не оставляет времени или сводит к минимуму время для выработки и тем более претворения в жизнь управленческих решений. В условиях, когда количество требуемых сверху вниз отчетов постоянно растет, а количество специалистов требуют сокращать, то отсутствие упорядоченности данных – очень хорошая возможность продемонстрировать значимость каждого специалиста в отдельности.
  4. Низкое качество данных. При передаче данных за пределы своего подразделения/департамента/министерства или даже отдельного специалиста может обнаружиться низкое качество материалов и данных, полученных в результате исполнения государственных контрактов или реализации полномочий.

Таким образом, создание ФПД на уровне региона представляет собой реальную проблему с точки зрения практического ведения в нем материалов и данных: от сбора накопленных материалов в различных подразделениях до организации регулярной актуализации материалов и данных в ФПД по мере появления обновлений у смежных структур.

Пользователи регионального ФПД – кто они?

  1. Органы государственной власти/органы местного самоуправления, поскольку они вовлечены в задачи, связанные со стратегическим развитием территорий, принимают решения о размещении объектов регионального значения, обеспечении доступности объектов социальной инфраструктуры для населения, выделении субсидий для муниципального уровня для развития коммунальной и социальной инфраструктуры и т.д. Кроме того, Правительством РФ определены модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности объектов (распоряжение Правительства РФ от 31.01.17 №147-р с изменениями от 16.08.18) и исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства (Постановление РФ от 30.04.14 №430). Эти правовые акты определяют состав и целевые показатели таких процедур, как получение разрешения на строительство и территориальное планирование, регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества.
  2. Подготовка решений и оказание услуг по этим направлениям практически невозможны без использования пространственных данных, которые могут формироваться не в одном, а в нескольких подразделениях органов власти или местного самоуправления.
  3. Граждане и бизнес, оценивающие перспективы инвестиций в ту или иную территорию или объект. При этом им необходимы данные, которые как раз и возникают во властных структурах.

Получается, что все-таки целесообразно создавать такие банки пространственных данных, в которых под различные задачи можно запрашивать и получать информацию, причем, носящую не только справочный, но и правовой характер. Организационные барьеры создания таких банков мы описали ранее, есть ли иные?

Требования к региональному ФПД

По нашим оценкам, существует неопределенность в попытке сформулировать сверху вниз требования к таким фондам как в программно-техническом плане, так и финансово-экономическом. Рассмотрение финансово-экономических аспектов, пожалуй, требует отдельной статьи. Разберемся с программно-техническими вопросами.

Часто в нормативных документах, когда речь идет о требованиях к программно-аппаратным комплексам, «то густо, то пусто»: часть требований приведена очень широкими мазками, а другая часть проработана «до винтиков». Так, например, не понятна необходимость указания состава подсистем программного комплекса Регионального портала пространственных данных в Приказе Минэкономразвития №828 от 21.12.16. Ведь для уполномоченной на ведение фонда организации и исполнителя по созданию такого фонда и портала это как дополнительный кейс на эрудицию – как разнести функции именно в этот набор подсистем, а не тот, который может вырисовываться в результате проектирования системы под задачи конкретного региона.

И тем не менее, творческое осмысление и практическая доработка этих требований, конечно, специалистам под силу. Мы это точно знаем из собственного опыта, во-первых, работая с оператором Фонда пространственных данных Ленинградской области, а во-вторых, постоянно анализируя рынок для определения направлений развития нашего флагманского продукта «Информационно-аналитическая система пространственного развития «Горизонт».

7 лайфхаков при создании регионального ФПД

  1. Определение правового статуса данных. В связи с существующими проблемами наполнения регионального фонда, необходимо четко обозначить статус размещаемых в РФПД данных. Существенную часть этих данных правильнее назвать «информационно-справочными», а вовсе не законодательно закрепленными (правовыми). Хоть у данных и есть пространственная составляющая, но пока конкретный объект не поставлен на кадастровый учет с конкретными координатами или эти координаты не закреплены в соответствующем нормативно-правовом акте, правовая значимость пространственного представления объекта сомнительна. Например, векторные границы градостроительных зон, определяющих разрешенные виды использования земель, не являются легитимными до внесения поворотных точек этих зон в ЕГРН. Выход: именовать такие сведения до их постановки на кадастровый учет схемой.
  2. Интеграция с геопорталом. Для удобства работы как внутренних, так и внешних пользователей, есть смысл интегрировать региональный ФПД и геопортал. То есть сразу честно себе признаться, что фонд, хоть в нем и предусмотрена подсистема визуализации, скорее является каталогизатором пространственных данных, в то время как геопортал предоставляет собой «просмотровщик» этих пространственных данных. При этом в нем можно совместно просмотреть различные пространственные данные, подключить отображение аналитики, получить семантические данные. Поэтому, если для конкретных задач не нужно получать именно выкопировку из нескольких карт, то ценность для потребителей представляет именно геопортал.
  3. Рис. 1. Пример геопортала, построенного с использованием ИАС Горизонт. Портал (Региональная ГИС территориального планирования Республики Саха (Якутия))
    Рис. 1. Пример геопортала, построенного с использованием ИАС Горизонт. Портал (Региональная ГИС территориального планирования Республики Саха (Якутия))

    Рис. 2. Пример геопортала, построенного с использованием ИАС Горизонт. Портал (Фонд пространственных данных Ленинградской области)
    Рис. 2. Пример геопортала, построенного с использованием ИАС Горизонт. Портал (Фонд пространственных данных Ленинградской области)

  4. Интеграция с ЕСИА. Подсистему авторизации пользователей, по крайней мере на стороне внешнего портала (РППД), предлагается интегрировать с ЕСИА, что позволит избежать ведения персональных сведений непосредственно в РППД, а также упростит исполнение требований Приказа ФСТЭК №17 от 11.02.2013 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах». Ведь РППД наверняка будет являться государственной информационной системой.
  5. Унификация личных кабинетов. Очевидно, что от региона к региону будет изменяться решение по реализации личных кабинетов, через которые, по нормативным документам, размещаются заявки на картматериалы и предоставляются ответы. С ходу просматриваются два варианта решения: а) использование личных кабинетов непосредственно в портале государственных услуг (ПГУ) и затем передача данных о заявках в систему оператора; б) реализация кабинетов именно на стороне системы регионального ФПД. И хотя разработчикам РППД наверняка милее мысль о создании ЛК именно в своем портале и требование к такой подсистеме есть в Приказе Минэкономразвития №828 от 21.12.16, представляется идеологически верным переходить к интеграции РППД с ПГУ или РПГУ, чтобы не дублировать функции и обеспечить унификацию процесса общения граждан и бизнеса с ОИВ.
  6. Создание внутреннего портала. В архитектуру программного комплекса РФПД предлагается закладывать не только региональный портал пространственных данных (РППД, он определен в приказе №828), но и внутренний портал, с которым, собственно и будет работать Оператор при обработке заявок. В этом же внутреннем портале предлагается организовать и прием/учет материалов от ОИВ для размещения в РФПД.
  7. Создание функционала автоматизированного взаимодействия с подразделениями органов власти для приема данных и материалов через внутренний портал РФПД. Одним из способов автоматизированной передачи/приема материалов может являться интеграция с системами обеспечения градостроительной деятельности (привычными муниципальными или недавно появившиеся ГИСОГД, создаваемыми на уровне регионов), поскольку именно в этих системах регистрируются и/или создается большой объем картографических материалов.
  8. Создание системы защиты информации необходимо закладывать сразу же, поскольку РФПД конечно же должен быть включен в реестр государственных информационных ресурсов.

Региональный ФПД на базе ИАС «Горизонт»

    Для минимизации затрат при создании ФПД основополагающим фактором успеха является выбранное ПО, на базе которого будет реализован проект. В пользу использования отечественной разработки ИАС «Горизонт» говорят следующие факты:

  1. Наличие готовых технических требований к автоматизированной информационной системе «Региональный фонд пространственных данных», в которой выделены следующие компоненты: хранилище, инструментальная ГИС, внутренний портал РФПД, региональный портал пространственных данных (РППД), комплекс задач информационного взаимодействия.
  2. Функционал ведения пространственных данных является составляющей как внешнего, так и внутреннего порталов. В ИАС «Горизонт» есть модуль «Каталог пространственных данных», отвечающий требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.11.2017 N 603 «Об утверждении порядка передачи пространственных данных и материалов».
  3. Рис. 3. Каталог пространственных данных в ИАС «Горизонт»
    Рис. 3. Каталог пространственных данных в ИАС «Горизонт»

    Рис. 4. Ведение метаданных пространственных материалов в ИАС «Горизонт»
    Рис. 4. Ведение метаданных пространственных материалов в ИАС «Горизонт»

  4. Наличие интерфейсного решения «Портал», которое представляет собой геопортал с развитыми функциями настройки. В Портале уже предусмотрено взаимодействие с каталогом пространственных данных и материалов, реализована авторизация пользователей как зарегистрированных в системе, так и через социальные сети. Реализован функционал авторизации через ЕСИА.
  5. Постоянное развитие модулей, обеспечивающих функционал, необходимый РФПД:
    • Модуль «Обращения», обеспечивающий унифицированную регистрацию обращений граждан для получения государственных и муниципальных услуг по направлениям: архитектура и строительство, имущество, природопользование и т.д.
    • Модуль «Реестр документов», предназначенный для автоматизированной подготовки документов (разрешительные документы, предоставление сведений ИСОГД, градостроительные планы земельных участков, схемы расположения земельных участков и т.д.), разрабатываемых по обращениям граждан, бизнеса, смежных подразделений, а также для ведения реестра разработанных документов.
    • Модуль «Реестры пространственных данных», обеспечивающий ведение реестров (учетных сведений) о различных объектах муниципального или регионального уровня, имеющих пространственную привязку (например, объекты водоснабжения, социальные объекты).
    • Рис. 5. Подключение нескольких пространственных ресурсов к карте в каталоге пространственных данных в ИАС «Горизонт»
      Рис. 5. Подключение нескольких пространственных ресурсов к карте в каталоге пространственных данных в ИАС «Горизонт»

    • Модуль «Каталог пространственных данных», позволяющий вести каталог карт, созданных или используемых в регионе или муниципальном образовании, и просматривать эти карты прямо в системе без установки специализированного программного обеспечения. Каталог автоматически пополняется картографическими материалами документов территориального планирования.
    • Рис. 6. Возможность управления зоной работы с картой в ИАС «Горизонт»
      Рис. 6. Возможность управления зоной работы с картой в ИАС «Горизонт»

    • Модуль «Анализ», обеспечивающий разработку аналитических представлений по данным системы.
  6. Использование свободно распространяемого программного обеспечения в качестве базового (общесистемного) и специального (прикладного) программного обеспечения (СУБД, ГИС-платформа, ETL-средства)

Поделиться новостью:

Возврат к списку

3.14zdc

НЕОЛАНТ: новости и события

Новости

В начало страницы